Опасности для духовного развития детей в современном мире и пути их преодоления.


Опасности для духовного развития детей в современном    мире и пути их преодоления.

Е.А.Новикова, учитель ОРКСЭ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сорочинска Оренбургской области , РФ
В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
 В. Сухомлинский
        Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, школе. «Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя».  – утверждал Николай Рерих.
         В современных социальных условиях, когда происходит расслоение общества по имущественному признаку, когда родители в большинстве случаев отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице, проблема духовного развития приобретает особую значимость.
        Ситуация обновления общества привела  к появлению множества опасностей, которые прежде всего разрушающе действуют на хрупкие податливые души детей. Для ребенка мир огромен – каждый день несет с собой новые открытия и новых друзей, маленькие достижения и победы. Но этот огромный мир таит в себе множество опасностей. Где ребенка подстерегает больше всего опасностей, а где он полностью защищен? Кто угрожает сегодня жизни и благополучию наших детей – распространители наркотиков? Или, может, невнимательные водители на дорогах? От чего мы должны защищать детей в первую очередь?
  Опасность — это негативное свойство материи, которое проявляется в способности  наносить вред определенным элементам Вселенной, это потенциальный источник ущерба. Если речь идет об опасности для человека, то это явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью или жизни человека или системам, обеспечивающим жизнедеятельность людей, его нравственность. Каковы же главные опасности, негативно влияющие на духовное развитие детей в современном мире?

Главные опасности:
ü жажда впечатлений
ü жажда общения
ü безудержное стремление к другому полу
ü пагубные пристрастия в виде курения, токсикомании, наркомании
ü  снисходительность в требованиях к себе самому, склонность к самопрощению, потакание своим слабостям, оправдание склонности к  бездумному времяпрепровождению
ü потоки информационного мусора через телевидение, Интернет
ü телемания, Интернетмания, виртамания
ü перегруженность или минимальная занятость
ü интеллектуальное иждивенчество
ü излишняя опека родителями
ü асоциальные семьи
ü оккультизм
ü секты
ü различные субкультуры
ü педофилия
     Всё это в конце концов ведет к  духовному недоразвитию, к разрушению нравственного самосознания, деградации личности. Поэтому проблема  духовного развития личности не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская.
    Процесс совершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно  начинается в период подросткового возраста.  Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания должен стать для подростка самой сутью его жизни.
     В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют 23,3 % населения страны.[2] По мнению ученых и экономистов-аналитиков, дети – будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.   
     Каково состояние этого «ресурса» в России? Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает негативные изменения по многим параметрам психологического статуса ребенка, его здоровья в контексте проблемы информационной безопасности.
      Известно, что, по данным Всемирной Организации здравоохранения, Россия с 2004 года занимает первое место в мире по детскому табакокурению,  выбирается на 1 место по алкоголизму, прежде всего пивному, а также наркотической и другим зависимостям, включая все виды так называемой «экранной зависимости» – телеманию, виртаманию, интернетманию.
       К сожалению, сегодня оказались практически  утрачены традиции организации и проведения зрелищных  мероприятий, не наносящих вред духовно-нравственному развитию и здоровью детей.  Отсюда закономерно появление инокультурных, чужеродных нововведений, подобных: «дню святого Валентина» и «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющим, как показал анализ, ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
       Важнейшей составной частью культурной и образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Ежегодно в России распространяется около 10 тысяч различных игрушек, мультфильмов, прежде всего иностранного производства, среди них есть значительная доля предметов, наносящих физический, психологический и духовный вред ребенку, являясь проводниками разрушительных процессов в психическом и духовно-нравственном развитии ребенка.
         Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропа­гандирующее антиценности. Антиигрушка - это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками могут выступать внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства: к этим игрушкам необходимо применять критерий духовно-нравственного развития. Антиигрушка  является транслятором духовного разрушения: одержания (психических заболеваний), неврозов, склонности к суицидам (самоубийствам) и пр.  Посредством  игр ребенок, входя в общение с демоническими монстрами, вампирами, «инопланетянами» и другой нечистью, невольно уподобляется им, и этим снимает защиту перед лицом болезней, страхов, одержания.  Еще один аспект игровой продукции необходимо подчеркнуть. Игрушка – первый культурный предмет, который формирует многие смысложизненные установки ребенка, в том числе демографические установки. Сложная демографическая ситуация сегодня в России обусловлена во многом разрушительным влиянием СМИ на детское сознание, в том числе и игрушками, формирующими антиродительские,  внесупружеские отношения, как предпочитаемая стратегия поведения. Ученые подсчитали, что около 90% современной литературы  и кинофильмов воспевают «детский бунт» детей против взрослых и прежде всего – родителей. Растет поколение, для которого семья не является убежищем от невзгод жизни, супружество и особенно родительство (материнство и отцовство) не являются жизненной необходимостью. Отсутствие позитивных установок на семью у детей сегодня может привести завтра к формированию негативного отношения молодежи к браку.            
         В  историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей,  трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот некоторые распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков.
   «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей  при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участво-вали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и духовное здоровье их от оных не претерпело вреда».
  Российская царица справедливо замечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их... Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства... Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение духовности». [ 4 ]
     Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки не утратили  своей актуальности и по сей день.
      Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.
       Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости.
Уже в начале 20 века  Рудольф Штайнер заговорил об опасности для духовного здоровья человека,  которая исходит от индустриализации жизни. Его тревожило, что дети не имеют представления об элементарных навыках: как печь хлеб, как постирать, помыть посуду, как вырастить лес и пр.
   
Каковы же пути преодоления опасностей, ведущих к деградации личности? Что можем сделать мы для того, чтобы помочь ребёнку спасти себя в этом жёстком мире и научить его спасать других?
Во-первых,  следует помнить следующие  правила :
·        В воспитании  ребёнка не должно быть мелочей.
·        Духовное развитие и Нравственное воспитание должны строиться не на порицании качеств личности , а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.
·        Нельзя оставлять ребёнка наедине в мирской суете, в пространстве, которое он не постиг ещё, которое опасно для него множеством соблазнов.
В свое время Л. Толстой озвучил такую формулу - «Пустыня отрочества». Вы только вдумайтесь в это словосочетание! Отрок (наш подросток) оказывается и проходит сквозь пустыню. Через какую пустыню? - Смысловую и ценностную.
Психологически эту формулу можно прочитать следующим образом. Подросток как бы спрашивает у себя: «А что у меня есть свое собственное? Не навязанное извне». Все, что он знает, умеет - извне пришло, от взрослых, это не его самостоятельные достижения и промахи. Его всему научили взрослые. Возникшее противоречие приводит к душевной пустоте. И если рядом не оказывается умелый наставник, случается непоправимое. Здесь кроется источник подростково-юношеских суицидов - от полной пустыни, от  смысловой пустоты.
     Во-вторых, воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок жил реальной духовной жизнью. В тысячу раз полезнее для ребенка ежедневно играть в футбол, нежели знать все о футболе. Так же и в духовном воспитании важны не только  знания, но и положительный пример взрослых в реальной жизни..Поэтому и важнейшая задача нравственного воспитания состоит не только в том, чтобы приучить детей к нравственному запрету, но прежде всего сформировать в нем доброе нравственное чувство, сознание и поведение как повседневную норму.
       Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,     вокруг него должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок, чувствовал, что  нужен в этом мире, что его ждут в саду, в школе, в храме, дома ждут.
     Определяющую роль в процессе нравственного становления личности занимает семья. Именно в семье закладываются основы нравственности, духовного развития ребенка. С раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей.  Идеальная семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.
    В настоящее время приходится часто  сталкиваться с проблемой безнравственности среди родителей. Много асоциальных семей.
Поэтому процесс воспитания ребёнка должен быть сопряжён с процессом воспитания отдельных родителей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета следует организовывать лектории по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей, следует организовывать беседы в микрогруппах ,индивидуальные беседы. К просвещению родителей необходимо привлекать специалистов: психолога, социального педагога, медицинских работников.
      Какие же формы работы наиболее приемлемы в решении проблемы опасностей? В школе - это уроки, разноплановые классные часы ,различные конкурсы и мероприятия. И конечно же, новая дисциплина ОРКСЭ. Программа данного курса предусматривает изучение таких тем, как
ü Совесть и раскаяние
ü Дружба и товарищество
ü Ответственность
ü Свобода , моральный выбор и хулиганство
ü Образец нравственности
ü Золотое правило этики
ü Православная молитва
ü Добро и зло
ü Семейные праздники  и т.п.
Названия тем говорят сами за себя: всё направлено на воспитание нравственности.
 Какие же педагогические технологии наиболее приемлемы в преподавании основ религиозных  культур и светской этики?  Опыт  показывает, что приоритетное место занимают

·        Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса  (Педагогика сотрудничества, Развитие критического мышления через чтение и письмо)

·        Игровые технологии 

·        Технология коллективного творческого дела И.П.Иванова

·        Технология мастерских

·        Компьютерные технологии обучения

·        Технология проектирования или Проектная деятельность


     Остановимся на личностно-ориентированном обучении.
    Примером данной технологии  является технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо. Следует отметить, что эффективным способом пробуждения интереса школьников и активизации их деятельности на уроке в диалоговом режиме является обращение к притче.
 В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. Притчи выполняют следующие функции:
1. Функция зеркала.
2. Функция модели.
3. Функция опосредования.
4. Функция хранения опыта.
    Притчи могут использоваться для мотивации -в начале занятия, в качестве документа- для анализа, в качестве ситуации  - для обсуждения или в качестве рефлексии. Я люблю приводить в пример притчу о Совести. Кстати эта тема очень понравилась детям.
  Не следует притчу навязывать школьникам в качестве готовых рецептов. Необходимо, чтобы она способствовала пробуждению внимательности при чтении, проявлению любознательности, желанию ставить перед собой вопросы по развитию духовности и нравственности.
     Особое место среди  технологий, целесообразных для применения в воспитательном процессе, занимают «Мастерские знаний», «Творческие мастерские».
               Важным элементом жизнедеятельности младшего школьника является игра. Поэтому  наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся является игровая технология. Причин довольно много: возможность проявить свой артистизм; наличие избытка энергии у младших школьников, проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстраненно», от имени выдуманного героя. Игра активизирует внимание, запоминание, восприятие, интерес и мышление, способствует развитию творческих способностей, умений социального взаимодействия. Игра  сплачивает и воспитывает уважение друг к другу. Примером игры может послужить кратковременная физминутка (аплодисменты добрым поступкам и осуждение злых через топание ногами)
.
       Заслуживает внимания и технология коллективного творческого дела (КТД) И.П. Иванова . (давать характеристику не буду, так как по данной технологии мы проводили педсовет)
Скажу только, что в этом направлении по ОРКСЭ в 4 классах 
запланировала в начале учебного года мероприятие-праздник по теме «Как не любить мне эту землю»,который проведём в завершении курса. Работа по собиранию материала по общей теме должна сплотить учеников и обогатить новыми знаниями, а также будет поддерживать интерес к предмету в течение всего учебного года.
         Программа по основам православной культуры предполагает  проектную деятельность. Поэтому особое место на уроках ОРКСЭ отвожу технологии проектирования, которая позволяет  сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности .
 Темы , которые апробировала с 5-ми классами в этом году, согласовывала с детьми. Ученики подготовили проекты:
·        Дружба в жизни человека.
·        Совесть в жизни людей.
·        Жизнь – высшая нравственная ценность. Жизнь –это движение.
·        Этикет на каждый день.
·        Добро и зло.
·        Россия наша Родина
·        Животные Оренбургского края
·        История нашей школы
·        Аристотель – основатель этики
·        Сорочинск – мой город
·        Русские богатыри – образец нравственности
·        Курить – здоровью вредить
·        Семейные праздники  и др.
   Исследовательская деятельность стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, активизирует ученика, воспитывает духовно, нравственно, отвлекает от «грязной улицы».  
   Несомненно применение на уроках ОРКСЭ межпредметных педагогических технологий, которые позволяют школьнику не испытывать дискомфорта при при изучении новой дисциплины. Известно, что хорошо усваивается информация, которая некогда была озвучена, услышана на уроках истории, литературы, окружающего мира. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через “извлечение” уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях.
    В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса основ религиозных культур и св. этики, выступают методы
моральных дилемм и дискуссий ,эвристические и исследовательские. Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные технологии помогают  достигать планируемого результата  с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии.
Работу по духовному развитию учеников не ограничиваю уроками.
48 учеников 4-5 классов нашей школы впервые приняли участие во Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры и светской этики ,организаторами которой является Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. Учащимся присланы сертификаты.
Ученицы 8в кл. Анненкова А. и Матюшина А. приняли участие в Международном конкурсе «Красота Божьего мира». Ждём результаты. В сентябре этого года я принимала участие во Вероссийской Интернет-конференции «Актуальные вопросы преподавния ОРКСЭ», организованной  Московской Академией повышения квалификации работников образования».
Анализ работы , в том числе и через анкетирование родителей и учеников, показывает, что данный предмет востребован на 100% и учениками и родителями.
    Во все времена ценны  нравственные понятия  гуманности, доброты,  милосердия, чуткости. В наше же  время особенно недостаёт человеку умения прощать, проявлять терпение по отношению к  окружающим, к разным точкам зрения. Стремление к наживе одних и к выживанию – других затмило многие ценности, перед которыми преклонялись люди издавна. Исходя из этого, весь комплекс проводимых мероприятий , должен быть направлен  на формирование таких качеств, как ответственность, отзывчивость, толерантность, гражданственность, на воспитание личности, умеющей и желающей проявлять заботу о близких, духовно богатой, способной строить жизнь на основе общепринятых норм, умеющей любить свою родину, жить в согласии с собой и окружающими.
    Преображение человека начинается с его духовного совершенствования. И на этой основе идет формирование других сфер. Вне этого все труды по развитию человека будут направлены на обслуживание его страстей. Конечно, духовное бытие и развитие человека в современном технократическом, духовно деградирующем российском обществе невероятно трудно. Но нельзя забывать, что духовная жизнь подобна закваске в тесте или живому растению – она развивается. И сегодня духовная жизнь России возрождается, напоминая весеннюю траву, еще покрытую прошлогодней. Прорастет ли она или же окажется такой слабой, что сама собой завянет - это вопрос, на который скорее всего наша страна ответит в ближайшее десятилетие. И от нас ,педагогов, многое зависит.
Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры и развитию духовности была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения на основе искренности и доверия, уважения  достоинства всех участников воспитательного процесса, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

   Замечательный мыслитель и педагог Феофан Затворник в своё время сказал: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие, вид чистейших, Богоизбранных и святых.  Воспитание из всех святых дел – самое святое».[5]

Литература:
1Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребёнка в  различных общностях и социальных группах. www.pokrov-forum.ru
2. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России. М.,2002.
3.Житие святителя Феофана Затворника.www.ic-xc-nika.ru
4.История Екатерины II.Сочинение А. Брикнера. М.: Сварог и К,1998.
5.Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.,1994.
6.Святитель Николай Сербский.www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii


Комментариев нет:

Отправить комментарий