Работа с родителями и
членами семей учеников в рамках учебного предмета
«Основы религиозных
культур и светской этики»
Сотрудничество
семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для
духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без
взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической
поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей
в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной
деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать
трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь
на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для
сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой,
досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей
предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля
действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей
к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем
вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной,
так и внеурочной деятельности.
Привлечение
родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в
рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
·
создание
условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной
образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
·
активизацию
позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о
современной школе, ее задачах и возможностях;
·
углубление
и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет
использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала
семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской
этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую
можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих
мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат –
мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных
результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации
позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям
возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского
собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих
впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих
промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения
курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения
информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как
интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе
иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно,
некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях,
видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать
о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении
тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены
семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются
в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки
преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах
семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще
одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции,
праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами
семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей,
родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы
духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения,
формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение»,
члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском
опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о
прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ
учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих
предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со
стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны
быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а
соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным
мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Мера активности родителей в совместной работе
определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения –
приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на
своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению
родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской
этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения
родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса,
оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия
сохранению и упрочению семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий