ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
« Основы религиозных культур и светской этики»
С 2012 года во
всех четвертых классах общеобразовательных учреждений Оренбургской области, как
и по всей России, вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики».
В связи с тем,
что учебный курс вводится в учебные планы общеобразовательных учреждений, он
является обязательным.
Курс «Основы
религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс с первой четверти 4 класса. В этот период начинается наложение
образовательного кризиса на возрастной, ребёнок испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной
школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит
переоценка ценностей.
Необходимо
поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от
ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте
определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте
знакомство с религиозной или светской традицией в школе не ведёт ребёнка к их
обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной
психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт
собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное
представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный
опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет
осознанным и позитивным.
Этому процессу призван
содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание детей
было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее
и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Быть человеком – самая
трудная профессия на земле.
Проблема духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире
и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую
наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах,
культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы .
В этой связи актуальным становится
включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской
этики», знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и
опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
— формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, воспитание нравственного, творческого,
ответственного гражданина России , соблюдающего Конституцию и законы Российской
Федерации, уважающего ее культурные традиции, способного вести диалог с представителями других культур и
мировоззрений во имя социального сплочения...
Учебный курс является культурологическим,
а не религиозным и направлен на развитие у школьников 10—11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс
должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора
учащегося, так и в воспитательном процессе.
Учебный курс имеет комплексный характер
и включает 6 модулей: «Основы
православной культуры»,
«Основы
исламской культуры»,
«Основы
буддийской культуры»,
Основы
иудейской культуры»,
«Основы
мировых религиозных культур»,
«Основы
светской этики».
Учебный курс
является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются
между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания .
Одна из
важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это
доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы
семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании.
Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и
доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать
ему вовремя нужное слово.
Большинство
родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит
подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и
прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком
мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять
друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт
необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его
развития, вкладывает деньги в образование. К сожалению, на разговоры о главном
— о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало
времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором
начинает пробуждаться чувство взрослости.
В этом возрасте
особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в
его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским
морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием
собственных планов и принципов.
Успешное решение
воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и
школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство
учителей и родителей.
Мы не имеем
права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия,
нравственного самоопределения — это его родители. Но помогаем ли мы своим детям
верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и
бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и
удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере, как мы
сможем объяснить это детям?
При разработке курса специфика таких многонациональных регионов, как Оренбуржье, была учтена в полной мере. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) апробирован в 21 субъекте Российской Федерации, как моноэтнических, так и полиэтнических.
По данным опроса,
проведенного в ноябре 2011 года среди родителей обучающихся 4 классов
общеобразовательных учреждений области, большинство предпочли изучение модуля
«Основы светской этики» (53,6%) и модуль «Основы православной культуры» (18,2%).
На третьем месте по популярности находится модуль «История мировых религиозных
культур» (23,5%).
Нормативно-правовой
основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) является
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г . (Пр-2009
ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от
11 августа 2009 г .
(ВП-П44-4632).
Один из модулей
изучается обучающимся с его согласия и
по выбору его родителей (законных представителей).Родители должны
написать заявление с указанием выбранного предмета.
Учебные пособия
разработаны по каждому модулю для 4-5 классов. . Все
представленные материалы в учебниках адаптированы с учетом возрастного
восприятия подростков.
По данному курсу
изданы
- книга для
учителя
- книга для
родителей
В целях широкого
информирования участников образовательного процесса обо всём, что связанно с
введением в школах нового обязательного предмета на сайте министерства
образования области открыта подстраница «ОРКСЭ» на странице «Общее образование»
(http://www.minobr.orb.ru/obobraz/orkce.htm), на которой размещены
информационные материалы, ссылки на федеральные и региональные сайты участников
апробации данного курса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий