ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА « Основы религиозных культур и светской этики»


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
 « Основы религиозных культур и светской этики»

       С 2012 года во всех четвертых классах общеобразовательных учреждений Оренбургской области, как и по всей России, вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
В связи с тем, что учебный курс вводится в учебные планы общеобразовательных учреждений, он является обязательным.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс с первой четверти 4 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или светской традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Быть человеком – самая трудная профессия на земле.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы .
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
 — формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним,  воспитание нравственного, творчес­кого, ответственного гражданина России , соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, способного вести  диалог с представителями других культур и мировоззрений во имя социального сплочения...
  Учебный курс является  культурологическим, а не религиозным  и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
  Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 мо­дулей:   «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания .

      Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере, как мы сможем объяснить это детям?

  При разработке курса специфика таких многонациональных регионов, как Оренбуржье, была учтена в полной мере. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) апробирован в 21 субъекте Российской Федерации, как моноэтнических, так и полиэтнических.
По данным опроса, проведенного в ноябре 2011 года среди родителей обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений области, большинство предпочли изучение модуля «Основы светской этики» (53,6%) и модуль «Основы православной культуры» (18,2%). На третьем месте по популярности находится модуль «История мировых религиозных культур» (23,5%).
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).Родители должны написать заявление с указанием выбранного предмета.

Учебные пособия  разработаны по каждому модулю для 4-5 классов.  . Все представленные материалы в учебниках адаптированы с учетом возрастного восприятия подростков.
По данному курсу изданы
- книга для учителя
- книга для родителей

В целях широкого информирования участников образовательного процесса обо всём, что связанно с введением в школах нового обязательного предмета на сайте министерства образования области открыта подстраница «ОРКСЭ» на странице «Общее образование» (http://www.minobr.orb.ru/obobraz/orkce.htm), на которой размещены информационные материалы, ссылки на федеральные и региональные сайты участников апробации данного курса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий